13:32 На природном газе в космос: российские конструкторы сделают полеты дешевле | |
Новый ракетный двигатель, работающий на метане, планируют совместно спроектировать конструкторские бюро (КБ) "Энергомаш" и КБ "Химавтоматики". Как сообщил генеральный директор химкинского НПО "Энергомаш" Игорь Арбузов, это будет агрегат с тягой 85 тонн. Прежде всего, как отмечают эксперты, метановое топливо привлекает своей дешевизной. Снижение себестоимости космических перелетов – одна из ключевых задач отрасли, а метан к тому же еще и гораздо проще добывать. По сути, природный газ, который горит в газовых плитах на 80-90% состоит из метана. "Метановый двигатель – идея давняя. Работали над этим уже довольно давно, сейчас, видимо, пришло время собрать все идеи и что-то сделать. Важен даже не столько сам двигатель, сколько комплекс ракетоносителя и двигателя. Метан плотнее водорода и несколько эффективнее керосина. Но размеры баков при этом должны быть больше. Таким образом, идет довольно сложная инженерная игра, отчасти спорная, но считается, что метан перспективен для маршевых двигателей первой ступени. Параллельно над разработкой метановых двигателей работают в США. Если говорить о том, кто сейчас впереди, то нужно видеть полеты. А поскольку ни там, ни там не летают, сказать сложно. Рынок запусков, фактически, уже поделен. Появление новых двигателей и новых носителей – все это очень долго, так что какого-то влияния на ближайшие годы это не окажет", - прокомментировал ФБА "Экономика сегодня" Иван Моисеев, руководитель Института космической политики. Ракетные двигатели на метане пытаются создать в России и СШАКак отмечает главный конструктор НПО "Энергомаш" Владимир Чванов, удельный импульс у двигателя на СПГ высокий, но это нивелируется тем, что у метанового топлива меньшая плотность, поэтому в сумме получается незначительное энергетическое преимущество. "С конструкционной точки зрения метан привлекателен. Чтобы освободить полости двигателя, нужно только пройти цикл испарения — то есть двигатель легче освобождается от остатков продуктов. За счет этого метановое топливо более приемлемо с точки зрения создания двигателя многоразового использования и летательного аппарата многоразового применения", - подчеркнул он. Если говорить о далекой перспективе, то метан удобен еще и тем, что добывать его можно будет на астероидах, что значительно упрощает и удешевляет процесс дозаправки кораблей в космосе. Отметим, что над прототипом метанового двигателя также работает подрядчик NASA, компания Alliant Techsystems/XCOR Aerospace. Их модель находится на ранней стадии разработки и не готова к использованию. Как утверждает разработчик, первые серии испытаний прошли успешно, однако нужно решить ещё множество проблем. | |
|
Всего комментариев: 0 | |